---

Гостиница и Туристическое агентство "Золотая Орхидея"

---
Home / Балтийск
A+ R A-
E-mail Печать

Балтийск

Лучший отдых в России на Балтийском море

В Балтийске расположена крупнейшая база военно-морского флота России на Балтийском море. Ежегодно проводится парад кораблей Балтийского флота, приуроченный ко Дню военно-морского флота, и фестиваль бардовской песни «Ухана» на Балтийской косе.

История

Ранняя история

За время своего существования город несколько раз переходил под контроль различных государств. История Балтийска берёт свое начало в XIII веке — первые упоминания о поселениях рыбаков (деревня Вограм, располагавшаяся на территории между нынешним Балтийском и посёлком Мечниково) в районе современного города относятся к 1258 году[1]. К 1363 году относится первое упоминание о поселении «Пиле» или «Пиль» (от прусского «пилз» — крепость). Теперь это поселение известно под названием «Старый Пиллау». Старый Пиллау делился на две части: Большой Пиллау и, ближе к морю, Малый Пиллау.

К быстрому развитию крепости привёл сильный шторм 10 сентября 1510 года. В результате этого шторма образовался пролив Фриш Гафф, который и по сей день отделяет Балтийскую косу от материка. Пролив стал судоходным, и Пиллау начал расти, став крупным транспортным узлом. Тогда и появилось разделение на Старый Пиллау и Новый Пиллау.

В XVI веке развивалась инфрастуктура города: в 1537 году был построен блокгауз, в 1543 — склады для лоцманского оборудования, в 1550 году — военные земляные укрепления.

В XVII веке, в результате прусско-шведской войны, поселение было оккупировано шведской армией. 6 июля 1626 года король Швеции Густав Адольф высадился у Пиллау с моря и вошёл в город. Пиллау был захвачен за три часа. Шведы заложили одну из главных достопримечательностей современного Балтийска — звездообразную пятиугольную крепость Пиллау (цитадель Пиллау), сохранившуюся до наших дней. В 1635 году, после заключения перемирия с Пруссией, эта крепость (тогда ещё недостроенная) была выкуплена жителями города за 10 тысяч талеров, а через год в Пиллау вошли Бранденбургские войска.

Относительно долгий мирный период начался в Пиллау после заключения в 1660 году польско-шведского мирного договора. К тому времени новый Великий курфюрст Фридрих Вильгельм, понимавший стратегическую важность местоположения Пиллау, начал прикладывать усилия по развитию города. Здесь были построены каменная кирха, мельница и маяк. Кроме того, жителям города было разрешено торговать с владельцами корабельных грузов. В 1660 году население Нового Пиллау насчитывало 300 жителей.

В 1697 году в Пиллау в рамках Великого посольства побывал царь России Пётр I со свитой, насчитывавшей 4000 человек. Пётр I был здесь ещё дважды — в 1711 и 1716 годах.

Город Пиллау

18 января 1725 года произошло знаковое в жизни Пиллау событие — король подписал указ о придании поселению статуса города, вместе со всеми полагающимися юридическими и административными правами. Был введён герб — осётр с короной. Герб сохранился за городом до сих пор. Через 20 лет, 26 мая 1745 года, было открыто здание городской ратуши, разрушенное в конце Второй мировой войны.Во время Семилетней войны, в 1758 году, Пруссия была занята русскими войсками Елизаветы Петровны. В Пиллау была построена Русская Дамба (ныне известная под названием Русская набережная) и православная церковь.

В начале XIX века Пруссия находилась в состоянии войны с Францией. 1 июня 1807 года французская армия вошла в Пиллау, однако не смогла взять крепость. 2 июля того же года был заключён Тильзитский мир.

В 1812 году французские войска опять заняли Пиллау при отступлении из России. Однако уже 8 февраля 1812 года они были вынуждены отступить из города под натиском русского корпуса генерала Сиверта.

В 1816 году в Пиллау был построен новый маяк высотой 31,38 метра, а в 1871 году была проведена полная перестройка крепости.

15 ноября 1901 года был открыт судоходный Кёнигсберский канал, позволявший судам заходить из Балтийского моря в Кёнигсберг минуя причалы Пиллау. Это оказало сильное влияние на жизнь горожан, постепенно городское хозяйство начало приходить в упадок. 1 апреля 1903 года в состав Пиллау вошли ранее отдельные административные единицы Старый Пиллау и деревня Вограм.

В конце Великой Отечественной войны в городе шли ожесточённые бои. В штурме Пиллау участвовала 11 гвардейская армия генерал-полковника Галицкого. В конце апреля 1945 года город пал. 27 ноября 1946 года Пиллау получил название Балтийск.

Послевоенная история

До конца 1940-х годов в Балтийске восстанавливалась инфрастуктура, органы власти. Появился Летний театр (сгорел в 1993 году). К началу 1950-х годов в городе уже функционировало пять школ (из них три начальных).

В 1952 году в городе была создана крупнейшая на Балтийском море база военно-морского флота. Это сыграло решающую роль в развитии Балтийска. Он стал закрытым городом. До сих пор Балтийск является территорией с регламентированным посещением для иностранных граждан.

В 1992 году в городе создана туристическая компания "Золотая Орхидея", в то время специализировавшаяся на поездках в соседние с областью государства - Польшу и Литву. С тех пор перечень услуг предоставляемых жителям региона и гостям города значительно расширился и в настоящее время включает Гостиничный комплекс в 100 метрах от моря, с сауной и бассейном, Авиакассу и продажу билетов на Паромы, Туры по всему свету, Автобусные туры по Европе, экскурсионное обслуживание всех видов, а также аренда квартир у моря посуточно.

15 августа 1994 года было подписано постановление о созданиии Балтийского городского округа, в который, помимо Балтийска, вошёл город Приморск и несколько небольших населённых пунктов: Дивное, Лунино, Цветное, Береговое, а также Балтийская коса.

После распада СССР были предприняты шаги к восстановлению гражданской торговли в городе. В 2004 году часть Балтийской военно-морской базы была отдана Министерству транспорта для использования в целях торгового мореплавания.

География

Город Балтийск — самый западный город России, расположенный на 50 километров западнее Калининграда. Большая его часть находится на берегу Балтийского моря на Земландском полуострове, отгороженном от Балтийской косы узким проливом. Город занимает около пяти километров прибрежной территории. Общая площадь Балтийска — около 50 км., а площадь Балтийского городского округа, куда входят также город Приморск и несколько небольших посёлков — около 100 км.

Длина пляжей — около 42 км. Ширина 30-50 м. В прошлом территория была покрыта густыми хвойными лесами, которые частично сохранились до наших дней. По прибрежной территории в сторону Приморска протянулись два древних заградительных вала.

В территорию Балтийского городского округа входит участок Балтийской косы, которая отделяет Калининградский залив от Балтийского моря. Общая протяжённость российского участка косы — около 25 километров, ширина составляет 300—1800 метров. Площадь российской части Балтийской косы — 25,5 квадратных километров, а ширина пляжей — 30-40 метров. В советское время эта местность была практически полностью закрытой для гражданских лиц, ввиду этого сохранилась почти нетронутой уникальная природа Балтийской косы.

Порт

Морской порт Балтийска, находящийся у выхода в открытое море, является одним из ключевых предприятий города. Как средство морской торговли порт используется с начала XXI века. Уже в 2005 году через портовые мощности Балтийска прошло более 1 млн тонн груза, впоследствии эта цифра может быть увеличена до 8 млн тонн в год. Активно ведутся работы по модернизации порта.

Транспорт

Городской транспорт Балтийска — это прежде всего автобусы, маршрутные и обычные такси. Действует несколько городских автобусных маршрутов. Также имеются автобусные маршруты, связывающие Балтийск с Калининградом и Светлым. С Балтийской косой город связывает пассажирская паромная линия.

Железнодорожный пассажирский транспорт Балтийска — это однопутная неэлектрифицированная железная дорога (принадлежит Калининградской железной дороге), связывающая его с Калининградом. Линия длиной 47 километров, имеется 8 остановочных пунктов. Обслуживают линию дизель-поезда. В начале XXI века, с началом работы паромного терминала в Балтийске, увеличились объёмы железнодорожных грузовых перевозок. Оцениваемая мощность железнодорожной составляющей паромного комплекса — 1,2 млн тонн в год.

В августе 2008 года началось строительство автомагистрали Приморское кольцо, которая будет иметь ответвление к Балтийску.

Грузопассажирский паромный терминал — главный транспортный узел города. Пассажирские паромные линии соединяют Балтийск с Санкт--Петербургом, Засницем (Германия),

Клайпедой (Литва), Карлсхамном (Швеция), Гдыней (Польша). Проектный грузовой оборот паромного терминала — более 5 млн тонн в год.

Население

По состоянию на 2005 год в Балтийске проживало 33,3 тысяч человек (около 8 тысяч семей, каждая в среднем 3 человека). Плотность населения составляет около 6 человек на 1 га. Несмотря на неблагоприятную общую демографическую ситуацию в стране, население города в конце XX — начале XXI века показывало устойчивый рост.

Возрастной состав населения: моложе трудоспособного возраста — около 26 %, трудоспособного возраста — около 62 %, пенсионеров — около 12 %. Средний возраст населения примерно 32 года (мужчины — около 30 лет, женщины — около 34 лет). Есть несколько жителей старше ста лет. Высшее образование имеет около 16 % населения. Среднее, среднее специальное, общее среднее или незаконченное среднее образование имеет около 50 % жителей. Имеется 18 дошкольных учреждений, которые посещает более тысячи детей. 

Туризм

До Второй мировой войны Пиллау был популярным местом отдыха. В районе современного посёлка Мечниково располагался известный в Германии курорт «Нойхойзер». Где в настоящее время расположился гостиничный комплекс "Золотая Орхидея"

Нойхойзер - поселок Мечниково (фрагмент из книги Л.В.Довыденко "Тайны Пиллау")

Место, где располагается современный поселок Мечниково, с давних времен потрясало своей живописной красотой всякого, кто здесь бывал.

Дорога из Кенигсберга в Пиллау вела по узкому полуострову. Перед взором утомленных ездою путников тянулся унылый и однообразный пейзаж из песчаных дюн, кое-где поросших чахлой растительностью. Однако с приближением к руинам лохштедтского замка ландшафт менялся фантастическим образом. Отсюда начинался «прусский парадиз», или «земной рай», как любовно называли всю эту местность в XIX веке. Буковые и дубовые деревья в лохштедтском лесу достигали в диаметре четырех и более метров. Под их могучими кронами раскинулся цветущий травяной ковер. Местные жители убирали с него прошлогоднюю листву и сучья, отапливая ими свои жилища. Из-за обилия птиц здесь было мало насекомых.

В 1799 году кенигсбергский профессор Иоган Готтлиб Гассе издал книгу, в которой одна глава называлась: «Прусские претензии быть страной янтаря и прародиной человечества», где, употребив всю свою ученость, он утверждал, что именно это место — колыбель всего человечества, что библейское описание райского сада — Эдема — совпадает с тем, что открывается взору пришедшего сюда. И хотя можно подвергнуть сомнению, что именно здесь был Эдем, несмотря на роскошную красоту этой местности, нельзя не согласиться, что это действительно страна янтаря.

Кенигсбергский профессор Ц.Х. Раппольт, уроженец Фишгаузена (Приморск), в 1742 году назвал его «прусским раем» — это был прекраснейший уголок Пруссии.

Оскар Шлихт в книге «Западный Замланд» рассказывает о неком путешественнике, который пришел сюда в XIX веке, побывав во многих уголках земли, претендующих называться райскими, и был охвачен мистическим чувством, окунувшись в благоухание диких роз и пение соловьев. Жители близлежащих населенных пунктов называли это место «Семь холмов».

В 1806 году один кенигсбергский врач, побывав здесь, написал: «На берегу Балтийского моря, около Пиллау, есть такое тихое, святое место, что его можно назвать раем; деревья стоят так, что между ними можно свободно гулять. Это прекрасный лес, в котором каждое дерево прекрасно».

Другой путешественник удивлялся, что «здесь тысячи птиц и ни одного насекомого, ни одного комара — может быть, из-за свежего морского воздуха или из-за обилия птиц». Лес, похожий на парк, доставлял огромное удовольствие проезжим путешественникам. А табличка с указанием, что здесь на 54,35° северной широты находится самая северная буковая роща Европы, навевала мысль о вечности мира.

Правда, за годы наполеоновских войн зеленый покров на Замланде сильно пострадал, и всем жителям Пиллау пришлось участвовать в его восстановлении. Вдоль морского побережья и на «крепостной плантации» они высадили тысячи саженцев лиственных и хвойных деревьев.

В начале XIX века, по примеру англичан, на Замланде стали модными морские купания. Из рыбацких деревушек, расположенных на балтийском побережье, выросли знаменитые морские курорты. Кенигсбергская пресса, обсуждавшая выбор мест для их строительства, называла в числе претендентов и «прусский парадиз». Широкий песчаный берег и морской воздух привлекли к себе внимание отдыхающих, поселившихся и в Старом Пиллау.

Для свободного выхода к морю комендантом крепости подписывались пропуска. После отмены «янтарных правил», ограничивавших доступ к побережью, в Старом Пиллау появилось несколько десятков купальных кабинок, разделявших мужскую и женскую часть пляжного общества. Позднее между ними установили кабинки для семейных пар.

В XIX веке были написаны самые интересные страницы истории курорта Нойхойзер (ныне — п. Мечниково), что переводится на русский язык как «новые дома». Сохранился рассказ об одиноком рыбаке, построившем на побережье собственный дом и коптильню для рыбы. Затем в этой местности поселились семьи служителей, в обязанности которых входило наблюдение за береговой чертой. Когда здесь из поселка начал развиваться курорт, его пытались назвать «Юлиенбад», то есть «июльский курорт», но название Нойхойзер победило.

Курорт основал генеральный арендатор янтарного промысла Замланда Карл Дуглас в 1816 году. Дуглас обратился к прусскому правительству за разрешением построить здесь «морскую купальню», которая могла бы стать достойным конкурентом курорту в Кранце (ныне — г. Зеленоградск). В отказе, полученном им, говорилось о якобы малой целебности воды в этой части Балтийского моря. Дуглас перенес сюда свою резиденцию, выкупив для этой цели несколько крестьянских подворий. Посещавшие его друзья и знакомые по достоинству оценили этот чудесный уголок природы. Сначала он построил дом для летнего отдыха своей семьи. Затем здесь стали строить дома кенигсбергские аристократы.

Приток желающих отдохнуть в Нойхойзере увеличился со строительством железной дороги Кенигсберг–Пиллау. С 1865 года сюда устремились кенигсбергские купцы, которые построили целые улицы: Элерсштрасе, Лаублейерштрасе, Штельтерштрасе. Около домов владельцы высаживали огромные сады, которые особенно прекрасны были в цвету весной. Так же прекрасно было и пение соловьев в садах. А зимой замечательные виллы закрывались на ключ с отъездом их обитателей.

Жители Нойхойзера любили прогуливаться на Поранкухенберг — дословно: «гора — сковорода для пирога». Отсюда открывался чудесный вид на море, на залив, на весь Пилаусский полуостров. Вдалеке виднелась коса. На улице, ведущей к пляжу, стоял великолепный дом, в котором отдыхала жена кайзера Августа — Виктория Штифтунг.

Отдыхающих привлекал и широкий песчаный пляж без единого камушка. В 1893 году были построены сходни к морю и уютная стеклянная веранда на самом берегу.

Если в 1858 году в Нойхойзере жило 28 человек, то уже в начале XX века, со строительством водопровода и канализации, жителей стало более ста. За лето Нойхойзер принимал в довоенное время около 1600 отдыхающих.

К середине XIX века селение Нойхойзер было застроено виллами прусских дворян и кенигсбергских промышленников, проводивших здесь большую часть летних месяцев. Интересен факт, что их именами назывались и улицы селения.

Если в первые годы его жизнь замирала в зимние месяцы, то в дальнейшем в Нойхойзере постоянно проживали сотни человек. Тут не было суеты, характерной для других мест отдыха на побережье, куда выезжали на выходные дни тысячи жителей Кенигсберга.

О популярности нового курорта свидетельствует путеводитель, изданный в Кенигсберге в 1912 году на русском языке. «Еще несколько лет тому назад дикий уголок ныне пользуется популярностью, и курортная литература посвящает ему много места. Между морем и заливом, среди хвойного и лиственного леса, таинственно укрылся балтийский курорт Нойхойзер. В часе езды от Кенигсберга — место аристократических вилл, райский уголок для детей, диадема на западном побережье Земланда. Защищенный от ветра лесом и холмами, он предназначен для каждого, кто ищет после напряженной работы и изнурительной деятельности покой и отдых, идеальную красоту и здоровое пребывание. В этих словах нет преувеличения. Стоит только побывать здесь, чтобы убедиться в справедливости означенного описания. Сезон в Нойхозере считается с 15 июня до 15 сентября…».

Сюда приезжали учиться пению из Скандинавии, России, Италии, Испании и даже из далекой Америки. Здесь в детском санатории проходили курс лечения сотни больных туберкулезом. По обе стороны дороги в окружении садов стояли дома под черепичными крышами, стены которых были увиты плющом. Дальше, от летней террасы, путь вел к променаду для морских прогулок. И уже от него далеко в море уходили широкие деревянные подмостки для любителей природы, наблюдавших за закатом солнца и многоцветной палитрой вечернего неба. Теплые ванны, водопровод, канализация и паровое отопление появились здесь раньше, чем в Пиллау, поставив Нойхойзер на одну ступень с самыми известными курортами побережья.

В 1935 году отдыхающих принимали четыре отеля: «Валькруг», «Балтийский», «Немецкий дом», «Пруссия», около десятка пансионов, три детских приюта и многочисленные виллы. К услугам гостей были рестораны, кондитерские и кафе. Два раза в неделю здесь проходили концерты и танцевальные вечера.

Кроме гостиничного комплекса "Золотая Орхидея" в Балтийске есть ещё две гостиницы. Ведется строительство курортного комплекса "Янтарная Регата".

В день Военно-морского флота (последнее воскресченье июля) в Балтийске проходит большой парад соединений Балтийского флота, собирающий огромное количество зрителей.

Жители Калининградской области любят поездки в Балтийск на выходные для отдыха на лучших в области пляжах.

Символы

pillau_smГлавный и старейший официальный символ города — герб. Изначальный дизайн герба был заложен в XVIII веке. О его происхождении известно довольно мало, однако с самого основания города на гербе города был изображён осётр в короне. Нынешняя схема герба была утверждена в 1916 году после принятия новых правил германской геральдики. На гербе образца 1916 года был изображён серебряный осётр в золотой короне. Фон изображения — голубая вода и красное небо. Нынешний герб Балтийска был утверждён в 1993 году. От исторического он практически не отличается: вместо названия города в верхней части герба изображена крепостная башня, а в нижней части герба указан год, когда Пиллау получил статус города — 1725.

Погода